|
\
|
Армен Мерангулян создатель английской национальной оперы. Об опере “В лунные ночи”.
Armen Merangulian the Creator of the English national Opera. About Opera “In the moonlight nights”.
|
«Опера написана по мотивам трагедии В.Шекспира «Макбет» William Shakespeare Macbeth и является первой оперой в оперном цикле Армена Мерангуляна «Видение апокалипсиса».
Армен Мерангулян. Финал оперы "В лунные ночи". Сцена: «Прозрение героев. У врат ада»
исполняют: оркестр ГБАТа России, партия фортепиано Армен Мерангулян, леди Макбет - Надежда Сердюк, Макбет - Дмитрий Трапезников, Банко - Алексей Мартынов, Геката - Яна Иванилова, первая служительница тьмы - Ольга Гречко, ангелы сатаны - Екатерина Облезова, Марина Карпеченко, Елена Селезнева
Газета «Московская Правда» «В призрачном свете Луны», 18 июля 1996 г., Н.Ончурова.
Из бездонных глубин бытия всплывает в памяти стародавнее легендарное время почти тысячелетней давности, описанное Шекспиром в трагедии «Макбет» и воскрешенное музыкой Армена Мерангуляна, чья опера «В лунные ночи» прозвучала впервые в концертном исполнении в старинном особняке Дома медиков (оркестр Большого театра, дирижер П.Сорокин).
Мягким туманом обволокли слушателей голоса струнных, и донесся, будто из старинного замка, далекий зов - началось вдохновенное волшебство искусства. Богиня колдовства Геката (Яна Иванилова) вызывала духов, «обольщающий полет» которых должен был вовлечь Макбета в гибельную вражду с миром и собой: «Пора! Малютка-дух меня зовет, вот он сидит на облаке и ждет».
Дрожащий стебелек мальчишеского голоса (Артем Гиваризов) пронизывал музыкальный поток, как мольба одинокого путника, летящая к звездам, создавая ощущение лирического единства мира. Тонко уловленный национальный колорит, мягкий аромат старины, выразительность музыкального языка позволили А.Мерангуляну органично перенести акцент с кровавой средневековой распри на внутренний мир человека, поставленного перед выбором.
О алчность к власти, жрущая без смысла То, чем живешь сама!
Этот приговор Макбету выражен в опере не патетически, а так, как это свойственно лирико-философскому дарованию композитора. Эмоциональную заразительность ритма бешеной скачки героев сквозь мглистую пустоту усиливают голоса духов блуждающих мерцающими огоньками над гибельными болотами. В такие ночи не спят честолюбцы, готовые поставить на карту чужую и свою жизнь. Манящие голоса, выплывающие из сумеречного небытия, гипнотически завораживают слух, лишая Макбета (Дмитрий Трапезников) и Банко (Алексей Мартынов) воли, подчиняя себе, не давая услышать неотвратимо приближающуюся поступь судьбы. Великолепен квинтет героев с тремя ведьмами (Ольга Гречко, Елена Селезнева, Марина Карпеченко), встреченными на дороге, залитой белесым лживым светом луны - такова образная сила музыки, передающей и лихорадочное напряжение шотландских воинов, и власть над ними колдовской ночи.
Редчайший случай - финал оперы был повторен «на бис». Столь магически прекрасной оказалась музыка, рассказавшая о прозрении души, об извечных чувствах, терзающих человека - ненависти, любви, зависти, - унесшая благодарных слушателей в мир вымысла, так непохожего на современность и пугающе близкого ей».
Газета «Московская Правда» - «Перед судом небесным», 27 июня 1996 г. И.Шведова.
«На сцене «Геликон-оперы» прошла премьера оперы молодого композитора Армена Мерангуляна «В лунные ночи» по мотивам трагедии Шекспира «Макбет». Концертный вариант оперы на английском языке прозвучал в исполнении оркестра Большого театра под управлением Павла Сорокина и женского хора «Геликон-оперы» под управлением Татьяны Громовой. Партия фортепьяно - Армен Мерангулян. Солисты - Надежда Сердюк (леди Макбет), Яна Иванилова (Геката), Дмитрий Трапезников (Макбет), Алексей Мартынов (Банко).
По словам композитора, он исходил из своего восприятия трагедии, познакомившись с изданием «Макбета» 1903 года на староанглийском. Уйдя от исторической конкретики (действие происходит в Шотландии в середине XI века), автор написал оригинальный сценарий, в котором делает акцент на мистической стороне трагедии, выводя на первый план богиню луны и колдовства Гекату. Она недовольна ведьмами и преподает им урок «морали». Человек должен сам выбрать свой путь, и только от этого зависит его будущее. А позже он и сам поймет, что зло, посеянное им на земле, будет преследовать его бесконечно. Как и случается с Макбетом и его женой, потерявшими разум и жизнь в кровавой борьбе за власть. Наше завтра исходит из нашего вчера. Удивительно современно звучит сегодня эта тема. Почему люди так стремятся к тьме, а не к свету?
Избрав лаконичную форму (одноактная опера состоит из частей-сцен), автор и в музыке решает проблему нравственных исканий героев и их характеров эскизно. Без модной сейчас усложненности музыкального языка, опера «В лунные ночи» впечатляет гармонией и мелодичностью. Написанная в лучших традициях русской классики, не нагнетая страстей, как бы паря над сюжетом, она пленяет слушателя искренностью и теплотой чувств.
Армен Мерангулян признается, что давно очарован английской культурой. Поэтому не случайно свое произведение посвятил королевской фамилии Великобритании, а первое исполнение оперы приурочено к 70-летию Ее Величества королевы Великобритании Елизаветы II. Есть договоренность о постановке оперы в этом же составе в Лондоне, в шекспировском театре «Глобус».
Премьере оперы предшествовала запись компакт-диска. Партию леди Макбет исполнила оперная звезда из США Джудит Рубин, англичанка по происхождению. Ей очень понравилось это произведение, и она без долгих раздумий дала согласие принять участие в записи диска. Оркестр Большого театра под управлением молодого дирижера Павла Сорокина также по достоинству оценил сочинение Мерангуляна, замечательно записав диск.
По оценке самих исполнителей и судя по приему публики - это выдающееся событие в музыкальной жизни России. Не так часто у нас проходят премьеры современных опер. Но здесь особый случай. Талантливое произведение молодого композитора произвело громадное впечатление не только на музыкантов, но и на всех находившихся в зале».
Вступление ко второму действию оперы «Царица Небесная Мария»: «Вечная музыка Вечного времени» От автора: "Посвящаю великому английскому актеру - Леонарду Уайтингу (Leonard Whiting), который сыграл роль Человека Влюбленного в своем фильме "Ромео и Джульетта" по одноименной трагедии В.Шекспира. Этот фильм остался в вечности только благодаря личности этого честного актера. Великая благодарность от искренних поклонников таланта Леонарда Уайтинга (Leonard Whiting)..."
исполняют: Оркестр "АрменМерангулянОпера". Художественный руководитель Армен Мерангулян. Солист Армен Мерангулян. Армен Александрович Мерангулян. Библиотека АрменМерангулянОпера, том четвертый.
УДК781.6 + 78.089.7 078 ББК 85.31 М 52 ISМN 979-0-9003093-0-3