Армянская музыка зоков

 

"Саки, шаки (перс.зоки). Иранская языковая группа скифских племен". (Армянская Советская энциклопедия, том 7, Ереван 1981 год). См. статью об армянских скифах ниже. Также см.книги Андрея Ивановича Лызлова (умер после 1696 года) "Скафская история". Серия "Подлинная история Руси". Издательство "Эксмо Алгоритм, Москва, 2012 год; книга Н.Р.Гусевой "Славяне и арьи, путь Богов и слов". Изд.торговый дом Гранд-Фаир. Москва, 2002 год.

Зоком был основоположник армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы, создатель всей современной “древней армянской народной музыки”, отец армянского национального оркестра, создатель и разработчик оркестровой (партитурной) письменности и вокально-инструментального стиля армянской музыки композитор Арам Арутюнович Мерангулян (1899/1902-1967). Фамилия “Мерангулян” на языке зоков произносится как “Мерангули” и означает: “Меранский блаженный”.

В связи с выходом в свет Тома Четвертого Мерангуляна Армена Александровича, где впервые на суд музыкантов представлены: партитура Оперы-Мистерии "Царица Небесная Мария" (Пролог к первому действию); партитура Симфонии №40 соль минор, часть 1; Симфония №41 Andante cantabile, часть II; и др., а также с возможностью впервые ознакомиться с новым, не опубликованным в сети Интернет вокальным, инструментальным и хоровым творчеством композитора Арама Арутюновича Мерангуляна, основоположника армянской музыки и композиторской школы, открывается I сезон 2012 года Музыкального Фестиваля "Нравственность в искусстве".

Этот Музыкальный Фестиваль приурочен выборам в президенты Российской Федерации и президентскому правлению в третий раз Владимира Владимировича Путина, а также к его шестидесятилетнему юбилею. Это первый человек в истории России, избранный президентом на третий срок, а также ставший президентом вновь, после другого лица.

Также в связи с тем, что Русское музыкальное издательство ООО «АрменМерангулянОпера» и композитор Армен Александрович Мерангулян (р.1962) - наследник Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902-1967) - основоположника армянской национальной музыки и композиторской школы, размещает в сети Интернет аудиовизуальные произведения фонограммы, научно-исследовательский материал и иные произведения Арама Арутюновича Мерангуляна и информирует всех заинтересованных лиц о нижеследующем.

Многие исполнители произведений Арама Мерангуляна при использовании его произведений нарушают неимущественные права Арама Мерангуляна, в частности, не упоминают имя композитора этих произведений (право на имя, право авторства), размещают произведения с использованием фотографий третьих лиц или именами лиц, которые якобы являются авторами этих произведений (ашугов и гусанов). Редакция издательства ООО «АрменМерангулянОпера» и наследник Арама Мерангуляна композитор Армен Александрович Мерангулян напоминают нарушителям неимущественных прав, что их действия противоречат действующему законодательству и влекут наступление предусмотренной законом ответственности.

семь лет.jpg

Многолетние нарушения авторских прав Арама Мерангуляна наблюдаются не только в выше сказанном, но и:

в организации фестиваля Саят-Новы, без указания имени композитора Арама Мерангуляна, воссоздавшего в ХХ веке в своих партитурах творчество певца-поэта, жившего в  1712-1795 г.г.;

в упоминании имен знаменитых инструменталистов Ансамбля Арама Мерангуляна: Ваче Овсепяна, Левона Мадояна, Согомона Сейраняна без упоминания имени композитора Арама Мерангуляна, создателя партитур их мелодий, и музыки для них; их руководителя, дирижера, наставника на протяжении почти полувека;

в упоминании имен знаменитых певцов Ансамбля Арама Мерангуляна: Аракси Гйюлзадян н.а. Арм.ССР - сопрано; Офелии Амбарцумян н.а. Арм.ССР - лирико - драматическое сопрано; Ованеса Бадаляна н.а. Арм.ССР высокий баритон; Норайра Мнацаканяна н.а. Арм.ССР баритон; Рубена Матевосяна н.а. Арм.ССР - тенор; Раффи Ованесяна – тенор; Вардуи Хачатрян - н.а. Арм. ССР - драматическое сопрано; Асмик Камалян - лирическое сопрано; Флоры Хоренян - з.а. Арм ССР - лирико-драматическое сопрано; Лусик Кошян – колоратурное сопрано; Вали Самвелян – сопрано; Вагаршак Саакян н.а. Арм.ССР - тенор; и многих других без упоминания имени композитора Арама Мерангуляна, создателя их основного репертуара;

Арам Мерангулян является автором большинства используемых произведений, что подтверждается совокупностью имеющихся доказательств. В связи с этим, настоящим письмом наследник Арама Мерангуляна композитор Армен Александрович Мерангулян настоятельно рекомендует:

издающим фонограммы родственникам певцов – солистов Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении  - указывать имя композитора этих произведений наряду с  именем исполнителя, того или иного ашуга или гусана и пр.

действующему в настоящее время Дому Радио  и Телевидения Армении,  Министерству культуры Армении, Министерству просвещения Армении, Ереванской Государственной консерватории им.Комитаса, издателям произведений Арама Мерангуляна в США (в том числе: Parseghian Records, Movses Panossian, Veni dunva muzik, Hollywood Music Center, www.datevik.com, Akhtamar Records, In Armenia distributed Bay K.K. Records, Narek.сом Records, ComBэкс Трейдинг и многих др. - прим. ред), России, Армении и пр. - не потворствовать нарушителям неимущественных прав.

нынешнему руководителю Ансамбля народных инструментов им. Арама Мерангуляна, Рубену Матевосяну - вернуть архив с фотографиями Арама Мерангуляна и его коллектива, который был изъят его фаворитом из семьи бывшего директора Ансамбля им.Арама Мерангуляна Каро Аристакисяна, его покойной дочери Мари -  парторга Дома Радио Армении, и его сына Акопа Аристакисяна;

Дому Радио и Телевидения Армении - при зарубежном вещании объявлять не только имя гусана или ашуга, но имя композитора, создавшего из импровизации этих певцов-поэтов полноценные партитуры для всего оркестра - для каждого инструменталиста свою мелодическую самостоятельную партию;

Министерству просвещения Армении - дать указание всем музыкальным учебным заведениям, а особенно Ереванской Государственной консерватории, проходить курс по мерангуляноведению и изучать теоретические труды не только Комитаса или церковную музыку, но и все обширное творческое наследие Арама Мерангуляна;

особенное указание надо дать «Кабинету фольклористики - народное творчество» в Ереванской Государственной консерватории, возглавляемому ныне Алиной Ашотовной Пахлеванян, об изучении творчества Арама Мерангуляна; не умалчивать его творчество от студентов Ереванской Консерватории и авторство всех его переработок ашугов и гусанов. Также рекомендовать А.А.Пахлеванян не переправлять незаконно и втайне от своего руководства в США (своему затю) многочисленные фольклорные записи армянского народа, сделанные многими людьми, в том числе и студентами, которые являются национальным достоянием Армении;

армянским музыковедам (в том числе: Nicoghos Takmizuan - Никогос Такмизян) и др., которые пишут аннотации к выпускаемым CD, проживающим в Армении и США - не подписывать под произведениями композитора Арама Мерангуляна только лишь имена певцов-поэтов ашугов и гусанов. Не называть музыку, созданную с 1926 по 1967 год композитором Арамом Мерангуляном, «фольклором, этнической и народной». Эта музыка не создавалась народом, она создана была композитором Арамом Мерангуляном в ХХ веке;

Также информируем, что в случае невыполнения указанных рекомендаций Армен Александрович Мерангулян будет обращатся в правоохранительные и судебные органы государств, в которых проживают нарушители, с целью защиты соответствующих прав и законных интересов.

Справка: «О творчестве композитора Арама Мерангуляна»

Арам Мерангулян долгие годы (42 года), работая на Радио и Телевидении, записывал и исполнял и по радио, и по телевидению все свои произведения с большинством из ниже указанных исполнителей  - солистами -  певцами и певицами его коллектива. Во многих уголках мира: Армении, России, Америки, Ирана, Индии, Азербайджана, Пакистана и др.; в сети Интернет звучат с неизменным успехов произведения Арама Мерангуляна.

Мы имеем веские доказательства, что Арам Мерангулян помимо своих (около 600 оригинальных произведений), создал 400 и более обработок, транскрипций, переработок, гармонизаций, оркестровок, вступлений, переходов; записал на ноты; создал партитуры для всего возглавляемого им коллектива Заслуженного Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении всех импровизаций ашугов и гусанов, а именно: Арутюна Саядяна (Саят-Нова - 1712-1795); гусанов XIX и XX веков  -  Ашота, Шерама, Аваси, Ширина, Гюрджи-Наве, Шагена и многих других; некоторые записи одноголосной музыки, записанные собирателем крестьянского фольклора Соломона Соломонова (Комитаса), также Арамом Мерангуляном были воссозданы для восточного оркестра.

Арам Мерангулян создал также оркестровки, обработки, переработки музыки разных композиторов для репертуара Заслуженного Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении, таких, как: Александр Александрян, Антон Майлян, Гусан Ашот, Никогаёс Тигранян, Армен Тигранян, Мартын Мазманян, Никол Галантерян,  Гюмреци, Р.Меликян, Гурген Мирзоян,  Эдвард Мирзоян, Гусан Аваси, Анушаван Тер-Гевондян,  Н. Буниатян,  Гусан Ширин,  Сагдарян,  Кара-Мурза, Александр Спендиаров, Сергей Бархударян, Степан Джербащян, Геворг Арменян, Антон Майлян,  Гусан Шерам, Гурген Хостикян, В.Котоян, З.Согомонян, Василенко, Юп Суп Тип, Перперян, Комитас, О.Баланчивадзе,  Ст. Демурян, Х.Аветисян,  Альберт Мантаканцар, Владилен Бальян, Ар.Сатунц, Григкор Ахинян. Х.Хазарян, Ашот Сатян, А. Сатунц, Э.Хагагортян, В.Талян, Мтруб, Арам Кочарян, Арам Хачатурян, Муранашвили, Гр.Сйуни, Армен Тигранян, поэт Ов. Туманян, Гюрджи-Наве, Саят-Нова, С.Рустамов, Г.Егиазарян, Мартын Мазманян, Мушег Агаян, Михаил Глинка,   К.Шакарян, и многих, многих  других,  а также зарубежных славянских композиторов и композиторов советского периода. В этом перечне композиторов особенно выделяется композитор и дирижер Степан Джербащян.

Арамом Мерангуляном уделено большое внимание воскрешению музыки гусанов и ашугов: Мискина Бурджи (19 век);  Ширина  (19 век);  Дживани (1846-1909). Также гусанов советского периода: Шерама (1857-1938); Аваси; Ашота; Шагена; и многих других. Арам Мерангулян создал оркестровые традиции музыкальной части всего Саят-Новы (1712-1795). Он, вкладывая своё мастерство, талант, душу,  создавал из них звезд; давал жизнь и широкое признание, имя не только гусанам и ашугам, но и талантливым мелодистам из народа: Азату Хакобяну, Данту Торьяну, Даниелу Хазаряну и целому ряду других авторов-самоучек.

За долгие годы работы на Радио и Телевидении (с 1926 по 1967 г.г.) в руководимом Арамом Мерангуляном коллективе выросли и воспитались многие певцы, певицы, и музыканты солисты-инструменталисты.

Представили вокальной школы Арама Мерангуляна.

примадонны: Шохик Мкртчян н.а. Арм.ССР - меццо - сопрано; Аракси Гйюлзадян н.а. Арм.ССР - сопрано; Офелия Амбарцумян н.а. Арм.ССР - лирико - драматическое сопрано;

премьеры (первые исполнители новых произведений): Ованес Бадалян н.а. Арм.ССР высокий баритон; Норайр Мнацаканян н.а. Арм.ССР баритон; Рубен Матевосян н.а. Арм.ССР - тенор;

ведущие солистки: Ашхен Ованисян - колоратурное сопрано; Марго Ростомян (Карапетян) - сопрано; Люсик Кошян - лирическое сопрано; Цохик Кёсабабян  - спинто сопрано; Маник Долгорукян - меццо сопрано; Вардуи Хачатрян - н.а. Арм. ССР - драматическое сопрано; Ася Камалян - лирическое сопрано; Маргарит Шагинян - сопрано; Флора Хоренян - з.а. Арм ССР - лирико-драматическое сопрано; Лусик Кошян – колоратурное сопрано; Валя Самвелян – сопрано; и многие другие;

ведущие солисты: Гурген Галоян (погиб в Великую Отечественную войну) баритон; Вагаршак Саакян н.а. Арм.ССР - тенор; Вазген Акобян - бас- баритон; Косбаба Хдо - курдский певец - тенор; Геворг Иванян - баритон; Вардан Самвелян - колоратурный бас; Вахаршак Мамиконян - тенор, и многие другие;

приглашённые солисты: Шара Талян - н. а. Арм ССР; Арменак Тер-Абраамян - н. а. Арм ССР; Аваг Петросян - н. а. Арм ССР; Вахаршак Саакян –тенор;

приглашённые солистки: примадонна, оперная певица Гоар Гаспарян - н. а. СССР; Люсин Амара - примадонна Метрополитен опера - Нью-Йорк; Лили Чухазян -  примадонна Метрополитен опера - Нью-Йорк; Белла Дарбинян  - эстрадная певица. (По настоянию Арама Мерангуляна она стала петь музыку армянских гусанов прим.изд.).

Отступая от темы, можно добавить.

Телевизионный сценарий, повествуюший о творчестве Арама Мерангуляна, 1965 год, автор Александр Ованнесович Ернджакян. «Арам Мерангулян - имя, ставшее родным»: «До последнего времени Белла Дарбинян была известна, как эстрадная певица. Она не поверила бы, что может стать одной из лучших исполнительниц народных песен. И вот, после исполнения песни Арама Мерангуляна «Любовь без тебя» ("Яр аранц кез"- арм.транск.) на слова и импровизационное пение гусана Ашота, Белле Дарбинян стало ясно, что она действительно полностью себя оправдывает только в этом жанре.

И это, несомненно, благодаря Араму Мерангуляну, который раскрыл миру эту скрытую сторону исполнительского искусства певицы. Тоже самое можно сказать про певца Рубена Матевосяна. Араксия Гюльзатян привела к Араму Мерангуляну молодого Рубена.  «Пой, сынок, - сказал Арам Арутюнович - не волнуйся...». И спел Рубен. Песнь, как родник, журчала чисто и прозрачно. Растроган был мастер: - «Живи долго сынок..., как горный воздух чист твой голос...».

После смерти Арама Мерангуляна из многочисленных новых солистов Ансамбля народных инструментов наибольшую индивидуальность имели:  Раффи Ованнесян - н.а. Арм. ССР - драматический тенор, 1970-1980; Флора Мартиросян - з. а. Арм. ССР - контральто, 1980-1990». (По мнению Армена Мерангуляна  - прим. изд.).

Представители инструментальной школы Арама Мерангуляна.

Выдающиеся инструменталисты: Согомон Сейранян - кяманча; Левон Мадоян - най (дудук); Ваче Овсепян - най (дудук); Марьгарь Маргарьян - най (дудук, лучший из солистов);

инструменталисты: Найчи ( дудукисты); Маргар Маркарян; Хачатур Хачатрян (ушёл на фронт);

срингаары (свирельщики): Микайел Алимян; Андраник Аскарян;

канонисты: Гарегин Ханикян; Завен Терьмиджян; Анжела Атарбекян; Ншан Опян (ушёл на фронт);

таристы: Андраник Буниатян (погиб в Великую Отечественную войну); Левон Арутюнян; Александр Саргсян; Согомон Сейранян; Грант Торосян (ученик Согомона Сейраняна); Арам Никогосян; Шаэен Бегларян; Шмавон Товмасян; Ашот Гаспарян (ушёл на фронт); кяманчисты: Фирджулян Аршавир; Аршавир Сухудян; Арташес Хачатрян (в 1962  стал композитором); Арам Мигранян; Норайр Ованисян; Хачатур Нерсисян (ушёл на фронт); Карахан;Зига; Ншан Опян;

удисты: Карапет Аристакесян.

И целый ряд других музыкантов, которые считаются основными кадрами ансамбля. Их большая часть была лучшими руководителями самостоятельных самодеятельных коллективов Армянской ССР (А.Никогосян,  А.Мечинян,  К. Акиц).

Женский хор Ансамбля.

Концертмейстеры Ансамбля: Артём Мичханнян, Оник Параджанян.

Директор Ансамбля - Каро Аристакесян.

Дирижеры и художественные руководители Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна: композитор Арам Мерангулян 1926-1967; композитор Армен Мандакумян 1967 - 1972; композитор Степан Джербащян 1972-1975; композитор Манвел Бегларян 1977-1990; певец Рубен Матевосян - 1998 - 2012.

Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имеет и других композиторов, пишущих для него: А.Мечинян, Ваче Овсепян,  Грант Торосян, Х.Нерсисян, песни которых имеют свое устойчивое место в репертуаре Ансамбля.

Поэты, которые писали для музыки Арама Мерангуляна: Ашот Вштуни,  Сармен, Ованнес Шираз, Сильва Капутикян, Ваан Арамуни, Ашот Граши, Ованнес Гукасян,  Мкртич Корйюн, Аветик Исаакян, и др.

Музыка Русской цивилизации на Кавказе

 

Из фондов Библиотеки имени композиторов Армена и Арама Мерангулянов. Москва.

 

ПСС. Вокальное, инструментальное, хоровое, оперное творчество композитора

Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902-1967).

Публикуется впервые.

Произведения с №№1 по 7 на данной странице

 

Произведения с №№8 по 17 - перейти по ссылке:

Произведения с №№18 по 28 - перейти по ссылке:

Произведения с №№29 по 38 - перейти по ссылке:

 

(материал в стадии заполнения)

 

 

АРАМ МЕРАНГУЛЯН. Выпуск 14 ХОР ДЕВУШЕК «РОДНИК» («Ахбйур»-арм.транск.). Стиль арии Мерангулян-Русь. Дирижер Арам Мерангулян. Исп                                                                                       

Москва

АРАМ МЕРАНГУЛЯН. Выпуск 15 АРИЯ СИАМАНТО «ВО СНЕ МОЕМ» («Ерязисмедж»- арм.транск.) Стиль арии Мерангулян-Чжурджени. Дирижер Арам Мерангулян. Исп.                         Москва

АРАМ МЕРАНГУЛЯН. Выпуск 16  ТАНЕЦ-РАНГ-ГЯФ «АНАХИТ» («Парь Анахит» - арм.транск.). Дирижер Арам Мерангулян. Исп.        Москва

 

 

 

АРАМ МЕРАНГУЛЯН. Выпуск 17. ГИМН «ХАЧАТУР АБОВЯН» («Ерьг Хачатур Абовян»-арм.транск. Стиль арииМерангулян-Уррус-Чжурджени. Дирижер Арам Мерангулян. Исп.        Москва

АРАМ МЕРАНГУЛЯН. Выпуск 18  ВОЕННЫЙ МАРШ «ПЕСНЬ ПЕРЕМИРИЮ» («Хахахутйян ерьг» - арм.транск.) Стиль арии Мерангулян-Чжурджени    Дирижер Арам Мерангулян. Москва

 

АРАМ МЕРАНГУЛЯН Выпуск 19 АРИЯ-МАТЛА ХАЧЕЗАРЕ «О, БЕЗМОЛВНЫЕ АГНЦЫ» («Ай гарнер» - арм.транск.) Стиль арии Мерангулян-Курдистан Дирижер Арам Мерангулян. Исп.

Москва.

АРАМ МЕРАНГУЛЯН. Выпуск 20 АРИЯ-МАХАММАГ СИАМАНТО «ТЫ – ДЛЯ МЕНЯ» («Ду индз хамарь» - арм.транск.) Стиль арии Мерангулян-Вавилон Ансамбль им.Арама Мерангуляна  Исп

Москва.