Музыка Русской Цивилизации на Кавказе

 

Господа международные АГЕНТЫ и ПЛАГИАТОРЫ, имейте в виду, что при рассмотрении данного материала, все Ваши действия фиксируется и анализируются.

Вы изучаете материал, созданный Мерангуляном Арменом Александровичем при участии Музыкального научно-исследовательского методического кабинета им.Арама Мерангуляна.

Фрагмент из Тома II полного собрания сочинений Армена Александровича Мерангуляна и Арама Аруюновича Мерангуляна. ©Издательство «ООО «АрменМерангулянОпера»,  2010 год.  Серия «Библиотека АрменМерангулянОпера», УДК 781.6 + 78.089.7  078  ББК 85.31  М 52. ISBN 978-5-903167-03-6.

Во избежание судебных исков изучайте

Правила использования информации. Публичный договор присоединения.

 

aram za ctolom.jpg Арам Арутюнович Мерангулян (1899/1902-1967). Основоположник армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы.  Отец армянского национального оркестра: создатель и разработчик орестровой (партитурной) письменности и вокально-инструментального стиля армянской музыки.










Арийская музыка, принесенная ведическими бардами после гибели их древней арийской родины в северные области Европы и Центральную Азию, много тысячелетий оставалась почти нетронутой на территории Армянского нагорья и Иранского плоскогорья. В прошлом безымянные композиторы, языческие зороастрийские жрецы хранили, создавали, запоминали глубокие, совершенные мелодии. Они обладали оккультными знаниями, имели свою школу поэтики, музыкальной композиции и вокального искусства, основанные на устной традиции. Гимны той эпохи славили Вечное Светило и Высший Разум. Вокруг наиболее выдающихся жрецов и жриц группировались их последователи и ученики. Таким образом, возникали различные течения в языческом армянском искусстве.

Ckazitel.jpg Сказитель










Видный армянский музыковед Арам Кочарян в своих трудах отмечает: на разных исторических этапах существовали носители профессиональной музыки – сказители-випасаны, гусаны, вардзаки, мтрубы, ашуги, зурначи и сазандари, овладевшие этим богатейшим музыкальным языком и перенявшие музыкальные традиции языческих жрецов. Они исполняли мелодии, перерабатывали их. Наиболее талантливые из них, оплодотворенные его силой, исключительным богатством, многообразием мелоса и ритмики, сочиняли и свою музыку. Существовали и непрофессиональные народные музыканты, которые сочиняли непрофессиональную музыку для трудового народа (собственно фольклор). После проникновения христианства в Армению погибающее зороастрийское жречество для того, чтобы в эту музыку не могли проникнуть и присвоить чужие, зашифровало её в определенные письмена – хазы. Некоторые деятели культуры пытались разгадать эти письмена. Так в начале ХХ века крупнейший собиратель фольклора, преимущественно крестьянского, Соломон Геворкович Соломонян (церковное имя Комитас) занялся проверкой их происхождения и разгадкой. Возможно, он разгадал их, сформулировал письменно, но его рукописи исчезли. Последующая судьба Комитаса была трагична. Он при загадочных обстоятельствах был помещен в сумасшедший дом во Франции, где его содержали около двадцати лет. Там он навсегда замолчал, и, как это теперь представляют, «сошел с ума». До сих пор официально тайну хазов никто не смог раскрыть. \

Несколько слов необходимо сказать о сложном и многообразном искусстве профессиональных певцов и музыкантов, благодаря которым во многом, древняя армянская музыка дошла до нашего времени.

Деятельность випасанов заключалась в исполнении эпических произведений и относится предположительно к родовому охотничьему периоду. Большинство этих произведений посвящено жизни родоначальников, патриархов и царей ноевых племён: внуку Ноя - праотцу армянской нации, патриарху Гайку; его сыновьям - Арменаку и царю Араму; внуку Ара Прекрасному.

Zurnah.jpg Зурначи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность профессиональных певцов - гусанов (по мнению А.Мерангуляна «гусан» происходит от русского «гусляр») начинается еще с языческого периода и продолжает существовать вплоть до XVI века. В древности это был элитный класс представителей профессиональной музыкальной культуры, который занимался исключительно своим искусством. Их творчество не являлось ремеслом, высоко ценилось, и не служило средством к существованию; они выступали во дворцах и замках. С появлением христианства духовенство стало подвергать гусанов жестоким преследованиям, как язычников, "сеящих соблазн и заразу", вплоть до запрещения входить в церковь. (Спиридон Меликян: «Сжатый очерк по истории армянской музыки», глава «Гусаны»). По мнению Армена Мерангуляна, церковь ненавидела искусство гусанов, так как оно шло от ведических бардов и корнями уходило в древний Восток, а не в "древнюю" Европу. Однако Европа во времена создания своей Эпохи Возрождения сама же и использовала это искусство, а затем "забыла" об этом.

Согласно утверждению историка-музыковеда Спиридона Меликяна, гусаны в период от XIII до XVI веков приобретают наименование мтрубов. В отличие от гусанов искусство для них явилось ремеслом и служило средством к существованию. Мтрубами в Армении назывались также кочующие племена, существовавшие вплоть до Октябрьской Социалистической революции.

По характеру своего искусства ашуги являются продолжателями сказителей-випасанов, гусанов и частично средневековых тагергу (армянских поэтов-певцов).

Одним из центров формирования ашугской культуры считается Аравия. Еще до Мухамеда Аравия имела видных поэтов, которые восхваляли подвиги своих героев, либо красоту женщин. В Мекке и других крупных центрах, под открытым небом, при огромном стечении народа, устраивались большие ярмарки, на которых проводились ашугские состязания («ашуг» означает «влюбленный»). Победителю выдавали награду. Песни, удостоенные награды, писались на шелке золотыми буквами и вывешивались над священным входом в Мекку. Ашуговед Г.Левонян отмечает, что наивысшего расцвета культура ашугов у арабов достигает во времена халифа Гаруна-ар-Рашида (786—909г.г.). Ашугская культура имеет сильное распространение в Персии и Турции. Из народов Закавказья необходимо указать на Азербайджан (г.Баадей-ку-Ба), где культура эта пользуется у широких народных масс огромной популярностью. Развитие ашугского искусства Армении тесно сплетается с ашугским искусством соседних стран, что в значительной степени объясняется кочующим образом жизни ашугов.

Специалист по истории ашугского искусства Гарегин Левонян подразделяет ашугов на следующие типы: придворных (например, Саят-Нова); городских, певших в кайфеханах (таким был Дживани со своим ансамблем; сельских ашугов, которые ходили по деревням; и, наконец, уличных ашугов, выступавших на площадях.

Garigin Levonyn.jpg Ашуговед Гарегин Левонян - сын ашуга Дживани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобно ашугам других народов, армянские ашуги также имели свою школу поэтики, музыкальной композиции и вокального искусства, основанную на устной традиции. Вокруг наиболее выдающихся ашугов по традиции группировались их последователи и ученики. Таким образом, возникали различные течения в ашугском искусстве. Ученикам по освоении ашугского искусства выдавались удостоверения. Текстовая часть произведений заносилась в специальную книгу, называемую «давтар». Однако запись эта совершалась не сразу. Вновь сочиненное произведение сначала популяризировалось автором, либо его учениками. После продолжительного периода странствований ашуг, возвращаясь, домой, фиксировал свое произведение в «давтаре». Ашуги имели свой псевдоним, который обязательно упоминали в последнем куплете своих произведений.

Деятельность армянских ашугов начинается с XVI века и продолжает существовать до конца шестидесятых годов ХХ века. Периодами наивысшего расцвета армянского ашугского искусства в прошлом считается XVII - XIX столетия. Армянские ашуги за это время пережили четыре этапа развития.

Первый этап —XVII столетие — считается переходным от искусства гусанов и тагергу к ашугам. Виднейшие представители этого периода—среди западных армян ашуг Багдасар (середина XVIII века), среди восточных армян Нагаш Овнатан (1661—1722г.г.)

Finih Nagah Ovnatan.jpg Нагаш Овнатан (1661—1722 г.г)










Davtar №1.jpg Давтар.










 

C negoi bez fona.jpg Фрагмент рукописи партитуры Арама Мерангуляна "Ай, ай, назерев" - ("С негою к тебе"). Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов. Москва.










Второй этап — эпоха основоположника новой ашугской школы Саят-Нова — охватывает 1712—1795 г.г.

Ahug Cayt-Nova.jpg Саят-Нова в меджлисе (парламент).










 

 

Третий этап —эпоха основоположника новой армянской ашугской школы ашуга Дживани—охватывает 1846—1909 г.г.

Ahug Hirin .jpg Ашуг Ширин.










Ahug Djivani.jpg Ашуг Джамали и ашуг Дживани.










Ahug Djivani 2.jpg Ашуг Дживани. Художнтк Коджоян.










Четвертый этап — эпоха сазандарской школы ашуга Шерама — охватывает 1857—1938 г.г.

Ahug Heram.jpg Ашуг Шерам.










Сазандари или хананда появились в ХIХ столетии. Обычный состав ансамбля сазандаров представляет собою трио, куда входят исполнители на таре (струнный музыкальный инструмент лютневого типа), кяманче (струнный смычковый инструмент) и певец, играющий одновременно на дапп (бубен-дайра). Центром их распространения на Востоке является Иран, у нас же — Армения, Азербайджан и Грузия. Особенно нужно отметить карабахскую область, которая на протяжении многих лет выдвигала талантливых мастеров-исполнителей, певцов и инструменталистов. Благодаря крупным мастерам Садыху, Зейналу, старшему и младшему Грикорам, Бала Меликяну и других, там образовалась местная школа исполнения крупных музыкальных форм (мухгамов). Карабах славился также своими мастерами по изготовлению музыкального инструмента — тары.

Cazandari 2.jpg Сазандари.










Cazandari.jpg Сазандари.










 

Видное место в репертуаре сазандаров занимали иранские классические мухгамы и танцы. Благодаря богатейшим техническим возможностям инструментов тары и кяманчи, мухгамы в исполнении сазандаров обладают большой орнаментикой и пышностью, по сравнению с лирической распевностью при исполнении тех же мухгамов найчами-дудукистами. Мухгамы пользуются большой любовью среди народов Закавказья. Так же, как и зурначи, сазандари являются исполнителями крупных форм вокально-инструментальной и чисто инструментальной музыки. Местом выступления сазандаров являлись рестораны и духаны, свадьбы, пиршества и др.

В советское время, сазандари стали не только исполнителями, но и творцами-изобретателями. Вопросы перехода от унисонной музыки к многоголосной, проблема расширения и создания оркестровых средств для воспроизведения многоголосной музыки явились для них животрепещущими.

На основании некоторых исторических данных можно установить, что существование оркестра в Армении относится лишь к древнейшим временам. Так, при погребении царя Арташеса II (языческий период) прах его сопровождал “оркестр” духовых инструментов. В дальнейшем на протяжении большого исторического периода армянская народная музыка стала в основном одноголосной и содержала лишь элементы многоголосия. 

В середине двадцатых годов ХХ века из лучших исполнителей инструменталистов формируются ансамбли и оркестры народных инструментов. Там выявляются и развиваются их творческие возможности. Кроме того, формируются отдельные малые составы, играющие преимущественно в унисон.

В 1925—1926 году организуется восточный симфонический оркестр. Основоположником и руководителем его является педагог Ереванской студии музыки и хореографии Вордана Буни.  В 1926 году при Комитете Радиовещания Армении  под руководством сазандари-тариста, композитора Арама Мерангуляна организуется вокально-инструментальный ансамбль народных инструментов Востока.

Buni.jpg Восточный симфонический оркестр  под  управлением Вардана Буни.

 

Proivodctvo muz. inctrumentov.jpg В 1939 году при ГИЗе Армянской ССР открывается специальная мастерская по производству восточных музыкальных инструментов. Ереван.

 

 

Концентрируя почти все виды употребительных восточных инструментов, группируя их, В.Буни ставит себе задачей по образу оркестров европейского состава, посредством реконструкции некоторых групп восточных инструментов, расширения диапазона и создания басового состава, организовать симфонический оркестр восточного типа. Оркестр ...давал бы возможность исполнять пьесы большой художественной значимости как симфонического характера, так и разнообразные образцы массовой песни и пляски.

“Реформа, предпринятая В.Буни. Оркестр, составленный из музыкальных инструментов, реконструированных на основе тщательного изучения  исполнительских ресурсов смычковых, щипковых... давал бы возможность исполнять пьесы большой художественной значимости как симфонического характера, так и разнообразные образцы массовой песни и пляски...). В такой направленности получила развитие деятельность ряда музыкантов - мастеров и конструкторов музыкальных народных иструментов -  К.Цанава, С.Тамаришвили, К.Вашакидзе (Грузия); Г.Аракелян (Туркмения); А.Петросянц и С.Диденко (Узбекистан). Что касается Армении, то здесь намного ранее, нежели в других республиках, пришли к мысли о реконструкции народно-музыкального инструментария. И в этой области огромная заслуга принадлежит В.Буни... По заказу студии музыки и хореографии, на которой трудился В.Буни в Ереване, были изготовлены тары и кяманчи высоких и низких регистров, имеющие такое же соотношение, как альт, виолончель, и контрабас к скрипке. Композитор А.Спендиаров писал о том, насколько приятно звучат эти инструменты и что их наличие в восточном оркестре значительно дополняет его звучание. Композитор Ипполитов-Иванов писал о том, что реформа восточных инструментов, предпринятая т.Буни, является одной из значительных в деле расширения музыкальной культуры. Богатство технических приемов дает оркестру возможность исполнения сложных партитур полифонического характера, ... и оркестр превращается в симфонический аппарат, пригодный для исполнения сложных произведений классического репертуара, - и в этом большое достижение В.Буни. ... работа по реконструкции восточных иструментов представляет собой огромную ценность высокохудожественного порядка и раскрывает восточной музыке широчайшие горизонты, развертывая ее возможности и сохраняя ее самобытную светлость. 

Казалось бы все прекрасно, пути дальнейшего развития инструментария ясны. Но нет, не так все просто, как кажется. Реконструированные инструменты в самой Армении широкого применени не получили... Да, в Армении не только не нашли применения, но и оказались тщетными усилия тех, кто пытался сохранить традиции восточного инструментализма, искал пути его дальнейшего обновления. Преданы забвению их имена. В книгах “История армянского народа” и в “Советской музыкальной энциклопедии” в разделе армянская музыка о их существовании вообще замалчивается...” (Газеты “Коммунист” от 13 марта, 23 июня, 13 июля 1977 года). “13 - не правда ли хорошая комбинация чисел? Знай наших!”

Оркестру В.Буни никто не дал ходу...

(В.Буни хотел, чтобы оркестр из модифицированных восточных инструментов исполнял бы произведения преимущественно европейской симфонической композиторской школы. - Прим. изд.). Несмотря на восторженные отклики некоторых современников, реконструированные инструменты никакого применения в Армении не получили... (Да, и сам Саша Оганизашвили не принимал этот оркестр, считая его непрофессиональным. По его мнению этот оркестр не создан был для европейской музыки, и европейская музыка, исполняемая восточными инструментами - есть безвкусица, а, главное, для подобных реконструированных инструментов нужна лаборатория для точного создания этих инструментов. В. Буни не был композитором, и музыкальных произведений для такого специфического оркестра не было создано. Репертуар для оркестра восточных инструментов был впервые создан композитором Арамом Мерангуляном (1899/1902-1967). А по мнению Армена Мерангуляна, надо было привить неприязнь к восточным инструментам, и любая незначительная оплошность, должна быть заявлена, как несостоятельность идеи создания оркестра народных инструментов восточных стран. Что было бы, если бы над восточными инструментами работали такие мастера, как: Гванери, Амати, Антонио Страдивариус...    -  Прим.изд.).

2 hapka diy iictorii.jpg










Армен Мерангулян. Опера «Грешники.  Врачеватели  (Деяния апостолов).  Фрагмент из Сцены: "Иисус исцеляет человека, слепого от рождения. Пастырь и овчий двор". Иисус Христос. Солист Руслан Кадиров. Хор. Артисты хора п/р Татьяны Громовой. Агнцы – детская капелла  п/р Марии Струве. Приобрести:

Возвращаясь к истории создания ансамбля Арама Мерангуляна в 1926 году, надо отметить, что он определил ансамбль народных инструментов, основанный им, как «древний и традиционный», и не считал нужным вносить нововведения. Он не менял природу звучания восточных народных инструментов по типу европейских симфонических инструментов. «В отличие от оркестра В.Буни, принцип осуществления многоголосия достигается здесь посредством использования тембровых возможностей уже существующих древних инструментов, без их реконструкции». (Арам Кочарян: «Армянская народная музыка». Государственное музыкальное издательство Москвы. 1939 год. Ленинград).

 

О пятом и последующих этапах - см. далее.

P.S. В сети интернет в 2015 году открыто музыкальное виртуальное радио “МерангулянКультура” (http://armenmerangulianopera.com ). ООО "АрменМерангулянОпера" имеет около 200 аудиотреков  (более 24 часов музыки), которые постоянно пополняются вновь изданными произведениями композиторов Армена и Арама Мерангулянов. У этих композиторов их насчитывается около пяти тысяч во всех жанрах музыки. (К примеру, у И.С.Баха около одной тысячи произведений). Компьютерная программа установлена таким образм, что каждый раз музыка звучит в разных последовательностях, а при необходимости, можно выбрать нужный трек. Некоторые радиостанции транслирует свои передачи, для широкой аудитории, подключаясь через интернет к нашей музыкальной виртуальной сети.

Музыкальное виртуальное радио “МерангулянКультура” передает в эфир исключительно произведения двух композиторов – Арама Мерангуляна (1899/1902 -1967) и его внука Армена Мерангуляна (р.1962), объединяющих в своем творчестве музыкальные традиции народов Востока, Западной Европы и России, музыка которых являет Великую протоцивилизацию единой белой расы – Русскую Цивилизацию, представителями которой ныне являются славяне.

Произведения исполняются на древних музыкальных восточных народных инструментах под управлением Арама Мерангуляна (1926-1967), а также симфоническим оркестром Большого Театра России под управлением их главных дирижеров, и Евразийского оркестра при виртуальном радио “МерангулянКультура” под управлением Армена Мерангуляна. В записях участвовали певцы разных стран: США, Армении, России, Европы и сам автор – Армен Мерангулян. Тексты опер Армена Мерангуляна, текты песен, макамов и рангов Арама Мерангуляна звучат в записях на русском, английском, армянском языках.

Радио “МерангулянКультура” распространяет музыкальное и духовное наследие “МерангулянКультуры” в сети Интернет.

Трансляции ведутся для людей, переживших стресс, в учреждениях здравоохранения и других заведениях для облегчения физических и психических недугов и реабилитации людей.  Как свидетельствуют многие, они подсознательно вспоминают прошлое белой цивилизации и заложенные в ее природе духовно–нравственные корни, облегчающие жизнь людей.

Трансляция этой музыки хороша не только для для радиостанций, а также в парковых зонах отдыха, на открытых площадках, стадионах, на концертах на берегу моря, на фоне урбанистических построек, где большое скопление народа. Она приносит благость, духовное очищение, патриотизм, так как в основе этой музыкальной культуры, в основном, лежат религиозные традиции Русской Цивилизации - Славяно-Арийской Империи, которая простиралась от юго-востока Европы, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, включала значительную часть Северной Америки, где жили Уррусы - Русы - учителя индейцевАмерики; и многие осторова и архипелаги, а также земли Сурии - Русии - Палестины - первичной прародины проторусов - кроманьонцев; Славян-Русов Индии, Русов - Чжурдженей Китая; Русичей - Самураев - (с Амура Айны) в Японии.

ПЕРЕЙТИ НА РАДИО

 

Фрагмент из Тома II полного собрания сочинений Армена Александровича Мерангуляна и Арама Аруюновича Мерангуляна. ©Издательство «ООО «АрменМерангулянОпера»,  2010 год.  Серия «Библиотека АрменМерангулянОпера», УДК 781.6 + 78.089.7  078  ББК 85.31  М 52. ISBN 978-5-903167-03-6.