Армен Мерангулян.  Три фортепианных сонаты 1, 2, 3. Сонаты написаны на темы  Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902-1967) из его учебника, посвященного искусству игры на древнеарийском инструменте таре.
Исполняет автор Армен Мерангулян.

Cонаты для фортепиано, в пяти томах, написаны Арменом Мерангуляном на мелодии композитора Арама Мерангуляна (1899/1902-1967). Транскрипция, редакция и переложение для фортепиано Армена Мерангуляна. В Томе II Издательства «АрменМерангулянОпера» на суд музыкантов предложены три сонаты для фортепиано.

Соната 1 до минор

Симметричная, а потому и совершенная по своей мысли мелодия Арама Мерангуляна, написана изначально в до мажоре. Армен Мерангулян - композитор, по своему мироощущению любящий минор, поэтому он перевёл Арама Мерангуляна из мажорного лада в минор. Он обрамил дивную мелодию Арама Мерангуляна вариациями, выражающими оттенки воспоминаний и светлой печали.

Возвышенная мелодия сонаты №1 передаёт чувства человека который, вероятно, вспомнил какой-то миг из своего прошлого - воспоминания беспричинно счастливые и гармоничные. Сердце композитора словно говорит нам: "Вы живёте сейчас, сегодня, вы будете жить  каждый день, вечно - день за днём... Когда  человек умрёт, но, возможно, не заметит своей смерти, и  будет жить, как и всегда... Его смерть будет заметна его окружению и близким, которые на время остаются в прошлом.

Музыке среднего раздела сонаты характерны нега и томность. Музыка среднего раздела сонаты, отдаваясь вдохновенью композитора, то ускоряется, то замедляется и, вдруг, всё исчезает...  Он остаётся только сам с собой наедине со своей Душой в полной тиши - все кончено! Нет ничего!

Но нет  - то лишь одиночество...  И тут - Родник, который капля за каплей снова наполняет Сосуд новой жизнью. Та же мелодия - Живая Вода. Душа оказалась в плену ожидания "приговора". Но Родник, соболезнует ему, он врачует Душу, как когда то в далёком детстве врачевала своим монотонным голосом убаюкивающая мать или бабушка. Вы - младенец. Вас снова убаюкивают в колыбели. Форма сонаты напоминает круговорот. Так будет всегда. Звуки Ручья  сопровождают Вас в Вечность...

Соната 2 до минор

Мелодия, которую использовал Армен Мерангулян, и из которой он создал сонату № 2, записана Арамом Мерангуляном и принадлежит, скорее всего, какому-либо композитору времён санандари, жившему, вероятно, в Византии. Мелодия была записана Арамом Мерангуляном и была также приведена в качестве примера среди его других оригинальных произведений в его учебнике, который создавался в течение долгих лет композитора с 1914-1967 годы. Песня называется на армянском языке – «Дун эс им срьты сэръ» («Это ты - есть моего сердца любовь»). Таким образом, эта мелодия попала в руки Армена Мерануляна в том виде, в котором оставил ему его дед - Арам Мерангулян. Но условная "схема" сонаты № 2 Армена Мерангуляна скорее напоминает поэтический медленный танец времён музыкантов древней Персии, где влюблённость музыканта передана причудливыми виртуозными вибрациями древнего старинного инструмента - тара. Композитор Арам Арутюнович Мерангулян был в свое время самым лучшим таристом в Армении. (Информацию о творчестве композитора, основополника национальной армянской музыки советской эпохи см. в соответствующем разделе официального сайта ООО «АрменМерангулянОпера» данной книги).

Соната 3 до мажор

Композитор вдохновенным языком дедовской - арийской музыки уводит в далекое прошлое нашего этноса. Он играет музыку на фортепиано в виде старинного мажоро-минорного изложения одной и той же мелодии, которую сменяют: то меланхолия, то разнообразные притивоположные ей настроения - мечта, нега, очарованность, влюблённость, радость... 

 

 

 

Фрагмент из Тома II полного собрания сочинений Армена Александровича Мерангуляна и Арама Аруюновича Мерангуляна. ©Издательство «ООО «АрменМерангулянОпера»,  2010 год.  Серия «Библиотека АрменМерангулянОпера», УДК 781.6 + 78.089.7  078  ББК 85.31  М 52. ISBN 978-5-903167-03-6.